Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

62200781
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
54569
146743
894606
58064874
3199887
1054716

Сегодня: Апр 27, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Директор московского Музея С.А. Есенина — об обновлённой основной экспозиции и ближайших планах

PostDateIcon 21.02.2024 14:11  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 824

Поэт, понятный каждому
Директор Музея С.А. Есенина — об обновлённой основной экспозиции и ближайших планах

MGME 01

О том, как раскрыть разносторонний образ поэта, какие изменения нужны музею и почему, mos.ru рассказал Олег Робинов.

В Московском государственном музее С.А. Есенина в Большом Строченовском переулке (дом 24, строение 2) открылся обновлённый зал «Это всё, что зовём мы родиной…». Событие, можно сказать, историческое: обновление постоянной экспозиции произошло впервые за почти 30 лет существования учреждения. Об изменениях и ближайших планах Музея С.А. Есенина рассказал его директор Олег Робинов.

MGME Robinov

Обновление экспозиции

«Это все, что зовём мы родиной…» — один из первых залов, которые оформили в 1995 году, когда создавался общественный музей С.А. Есенина. По словам Олега Робинова, тогда зал отражал своё время — 1990-е иногда требовали прямолинейности и, быть может, слишком буквальных символов. Почти через 30 лет настало время обратиться к классике — то, чему посвящён музей, не устареет никогда.

«Нам очень повезло, что мы обладаем домом, воссоздающим атмосферу начала XX века, домом, где ощущается дух той Москвы, — это отмечают многие посетители. Там есть то, что называется гением места, его очень сложно насильно куда-то поселить», — отмечает Олег Робинов.

Дом в Большом Строченовском переулке — первый московский адрес Сергея Есенина и единственный официальный: он был здесь прописан, хотя и прожил в нем не очень долго. До того, как перебраться в Москву, Есенин приезжал в этот дом в гости к отцу. Смысловой центр, ядро старой экспозиции — комната Александра Никитича Есенина, воссозданная при участии племянницы поэта, его будут сохранять. А обновлённый зал находится с другой стороны, с него посетители будут начинать осмотр, и он покажет, каким Сергей Александрович приехал из Константинова, как его напитал Рязанский край, каким его увидела Москва — и каким Москву увидел он.

MGME 02

MGME 02 MGME 03 MGME 04 MGME 05 MGME 06

Чтобы продемонстрировать это, в процессе обновления специалисты исходили из того, что есть в фондах. В музее хранится очень хорошая коллекция живописи, посвящённая родным местам Сергея Александровича, — в зале висят картины, и благодаря им воссоздана атмосфера Рязанского края. Но в первую очередь выставочное пространство решили сделать более удобным, более выигрышным — расширить нишами и витринами, в которых можно показывать больше книг и фондовых предметов, время от времени меняя их даже в рамках постоянной экспозиции.

«Основу экспозиции литературного музея во многом составляют книги. В нашей коллекции есть издания, которые читал Сергей Александрович в детстве, в годы учёбы в школе в Спас-Клепиках, — его круг чтения того времени хорошо известен. У нас появилась идея, которую, я думаю, мы воплотим, — сделать QR-код, переводящий в виртуальную библиотеку. Каждый посетитель сможет почитать то же, что читал Есенин, — подборки можно будет время от времени менять», — говорит Олег Робинов.

Часть экспозиции посвятили этнографии. Сестры Сергея Есенина сохранили подлинные рязанские костюмы начала XX века — очень интересно, что эти предметы одежды и орнаменты на них имеют не только русские, но и мордовские корни, региональное влияние ощущается очень явно. Такие костюмы крестьяне могли надевать, например, на ярмарку. Хотя если говорить о конце XIX — начале ХХ века, в близких к Москве деревнях уже не ходили в традиционной одежде. И образ деревенского человека Есенин позже создавал себе сознательно — в Москву-то он приехал франтом, с накрахмаленным воротничком, в костюме-тройке и изумрудном галстуке.

«Почему Есенин придумал себе новый образ? Это важный пласт его культуры — он в этом рос, в этом воспитывался. Мы хотим погрузить гостей в мир Есенина, чтобы каждый посетитель почувствовал, каким поэта увидела Москва, каким он начал путь в Москве — мне кажется, это очень интересно», — рассказывает Олег Робинов.

MGME 08

MGME 08 MGME 09 MGME 10 MGME 11 MGME 12 
MGME 13 MGME 14 MGME 15 MGME 16 MGME 18

Планы: юбилейный год, экскурсии, новые выставки

В 2025 году исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Есенина, а в 2026-м — 30 лет Музею С.А. Есенина. Подготовка к юбилейным датам уже началась — она вписывается в общую концепцию обновления.

«Я ставлю для музея сверхзадачу — показать многогранность личности Сергея Есенина. Это должен быть не какой-то один-единственный образ, привычный большинству или, например, доступный только литературоведам. Мы хотим показать разностороннего Есенина, чтобы, пройдя по музею, каждый мог открыть для себя поэта и его творчество по-новому», — говорит Олег Робинов.

Комната, воссозданная при участии родственников поэта, — особо ценное место. В музее обдумывают возможность изменить средства её показа — сейчас там стоит стекло, оно как бы представляет собой одну из стен. Возможно, его удастся убрать, чтобы комната лучше раскрывалась для публики. Наличие стекла в такой экспозиции, конечно, не противоречит музейным традициям, но дом-музей должен воспроизводить атмосферу, не выглядеть реконструкцией — хочется, чтобы у посетителя возникало чувство, что он не заглянул в витрину, а побывал в гостях.

Для входной группы уже изготавливают новый макет рельефа — его поместят в пространство между обновлённым залом и мемориальной комнатой отца Есенина. Рельеф будет передавать московский образ Сергея Александровича — будто он вошёл в подворотню, задумался и немного облокотился на стену. Композиция будет интересная, с ростовой фигурой Есенина и городским пейзажем, чтобы логически связать «рязанский» и «московский» залы экспозиции. Детали обсудили на учёном совете музея.

«Учёный совет — важный орган для каждого музея. Мы хотим объединить в нем как филологов, которые изучают творчество Сергея Есенина, так и профессиональных музейных специалистов, представителей СМИ, научно занимающихся вопросами медиа, в частности представителей кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Естественно, в учёный совет войдут есенинцы — те, кто занимался посвящёнными поэту постановками. Наше предложение уже приняли балетмейстер Большого театра Борис Акимов, актёры Сергей Никоненко и Сергей Безруков. Они не просто сыграли поэта — образ Есенина очень важен для каждого из них», — говорит Олег Робинов.

Развитие экспозиции в Большом Строченовском переулке продолжит рассказ о жизни Есенина в Москве, в ней же планируется «дойти» до кончины поэта. В специально отведённом для этого небольшом зале расскажут о последних днях Сергея Александровича. Некоторые документы пока засекречены и хранятся в архивах, но существует немало научных изысканий и исследований на эту тему. Там же планируется экспонировать посмертную маску — это закономерно для мемориальных пространств в русской музейной традиции.

2024-й объявлен в России Годом семьи, и в здании «Есенин-центра» в переулке Чернышевского планируется организовать выставку, посвящённую семье Сергея Александровича, представить трогательные письма, которые поэт писал матери и сёстрам. В юбилейном 2025 году выставку надеются расширить и сделать частью постоянной экспозиции. О личной жизни поэта речь в ней тоже пойдёт — это впишется в общую биографическую линию рассказа о Сергее Александровиче.

MGME 19

MGME 19 MGME 20 MGME 21 MGME 22 MGME 27
MGME 28 MGME 25 MGME 23 MGME 30 MGME 32

Дом в переулке Чернышевского тоже мемориальный — здесь Есенин участвовал в литературных диспутах вместе с друзьями-суриковцами. Через это объединение он познакомился с художниками Михаилом Нестеровым и Виктором Васнецовым, которые работали в тот момент над ансамблем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. Есенин бывал там, бывал у Елизаветы Фёдоровны, супруги великого князя Сергея Александровича Романова, основавшей обитель. Это очень богатый пласт московской жизни поэта, который тоже планируется раскрыть именно в этом доме.

«Если погулять по окрестностям переулка Чернышевского, то нельзя не заметить, что поблизости находится немало прекрасных особняков. С улицы Достоевского виден ансамбль усадьбы, во флигеле которой находится музей. Мы хотим представить краеведческую информацию об этом месте, об архитектуре модерна — организовать на постоянной основе небольшую экспозицию, посвящённую дому», — поясняет Олег Робинов.

В этом году планируется реализовать и межмузейный краеведческий проект совместно с Музеем истории ГУЛАГа, который располагается примерно в 10 минутах ходьбы от «Есенин-центра».

«Начинаться экскурсия будет в переулке Чернышевского с рассказа о Сергее Есенине и его отношении к процессам и событиям, происходившим в обществе в начале ХХ века. Как и многие современники, поэт был воодушевлён и приветствовал рождение нового государства, хотя его восприятие было особым. Однако у многих из тех, кого называли новокрестьянскими поэтами, у тех, кто дружил с Есениным, судьба сложилась трагически — многие пострадали в 1930-е. Как раз об этом, в том числе о поэте Николае Клюеве, которого Сергей Александрович называл учителем и наставником, пойдёт речь на экскурсии в Музее истории ГУЛАГа. А небольшой пешеходный маршрут станет логическим объединением двух экскурсий. Это очень важный проект для двух наших музеев», — рассказывает Олег Робинов.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

21 февраля 2024 г.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика