Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
В Санкт-Петербурге отметили 100-летие знаменитого сборника Сергея Есенина «Москва кабацкая»
В Купчино отметили 100-летие «Москвы кабацкой»
Сергея Есенина
О том, почему знаменитый сборник поэта получил «путёвку в жизнь» не в Москве, а в Петрограде, рассказал исследователь Лев Рысляев
Наталья Соколова
7 декабря 2023 г.
«Я московский озорной гуляка// По всему тверскому околотку// В переулке каждая собака// Знает мою лёгкую походку». Эти строки стали одной из литературных визитных карточек Сергея Есенина. Стихотворение вошло в сборник «Москва кабацкая», который был издан ровно сто лет назад. Парадокс в том, что книга, полная горькой столичной лирики, вышла в свет вовсе не в Москве, а в Петрограде…
Юбилею сборника и малоизвестным фактам последних лет творческих и географических скитаний поэта была посвящена лекция в библиотеке имени А.А. Прокофьева. Об этом пишет газета «Фрунзенский район».
Фото Ольги Ратниковой
Сергей Есенин презентовал будущий сборник «Москва кабацкая» 14 апреля 1924 года, на Невском проспекте в здании Городской думы, на легендарном заседании имажинистов. В Москве печатать эту книгу отказались, а вот петроградская публика пришла в неописуемый восторг от услышанных стихов. И тут же, на презентации сборника, люди собрали нужную сумму, чтобы хватило отправить его в печать, рассказывает лектор Лев Рысляев — поэт, исследователь творчества Есенина.
Фото Ольги Ратниковой
Он считает, что именно хулиганская лирика Есенина — та самая, в которой и брань, и грязь — произвела нужный эффект. Получился народный фурор. Именно эти знаковые стихи потом «расхватала» общественность, полюбила за народность и жизненность.
«Есенинский феномен именно в том и состоит, что он всегда творил на грани, между святым и порочным, между возвышенным и низменным. Две крайности восторжествовали и в читающей среде. Грубые образы, нецензурные выражения, употребляемые поэтом, одним пришлись по сердцу — в череде «грязных» строк они видели зерна истины, крупицы красоты. Другие смаковали лишь «чернуху», и за нелицеприятной формой не слышали глубокого содержания или не хотели слышать. Действительно, ведь из грязи красивое вытащить сложнее. Намного легче унизить, опорочить. Но, чем больше я сам читаю Есенина, тем крепче убеждаюсь: его стихи, как библию, надо толковать широко. А не выхваченными из контекста цитатами», — комментирует Рысляев.
Самые знаковые стихи «Москвы кабацкой» — это «Сыпь гармоника», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Да, теперь решено без возврата», «Я усталым таким ещё не был». Такой проникновенный сборник мог бы по праву считаться венцом поэтической карьеры, но не менее плодотворными были у Есенина и последующие годы — 1924–1925-й. Одна поэма «Анна Снегина» чего стоит! Поэт продолжал «набирать высоту» творческого полёта до последнего дня своей жизни, рассказывает лектор.
Много интересного здесь можно было узнать и о том, что предшествовало приезду «московского гуляки» в 1924 году в Петербург, как путешествовал поэт по Туркестану, а потом вплетал азиатские сюжеты и образы в свои стихи последующего, столичного, периода.
«Сергей Александрович писал поэму «Пугачёв», и ему власти устроили поездку через Южный Урал, в Туркестан. Там поэт хотел заодно повстречаться со своим товарищем по перу, «заочным другом» Александром Ширяевцем. Надо отметить, что путешествовал Есенин с удобствами — в спецвагоне председателя Всероссийской эвакуационной комиссии. И вот, майское утро 1921 года: из казённого вагона, в сером пиджаке и шляпе набекрень, выходит лёгкой походкой Есенин. На перроне встретил его нарядный по такому случаю поэт Ширяевец. Долгожданная встреча двух «друзей по переписке» состоялась. Вечером того же дня они вместе выступали на литературном вечере. Публика с восторгом восприняла очень есенинский имажинизм. Вообще, Сергей Александрович вёл себя в этой поездке просто — настоящий рубаха-парень. Читал стихи прямо на улицах. Но старательно уклонялся от светских мероприятий, от банкетов в ресторанах. Ему милее был традиционный восточный колорит, и однажды, увидев верблюжонка на улице, поэт прижался к нему головой и сказал: «Увези, дружок, меня отсюда». Позже трогательный образ этого верблюжонка находит отражение в строках, посвящённых родному деревенскому дому. Там русская печь в глазах поэта обретает верблюжьи черты».
Кстати, один из авторских циклов Рысляева посвящён неоправданно забытому поэту Николаю Рубцову. В ближайшем будущем лектор вновь выступит в одной из библиотек Фрунзенского района и познакомит с новыми, хорошо забытыми талантами есенинской поры.
Материал подготовила Хельга Фед
«Наш район»
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.