ЕЖОВ В. «Черный человек» в черно-белом изображении

PostDateIcon 05.04.2015 20:14  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4533

«Черный человек» в черно-белом изображении

Сложный духовный мир художник-график Валентин Ежов попытался выразить в своих иллюстрациях к поэме Сергея Есенина

EzhovС творчеством художника-графика Валентина Ежова мне довелось познакомиться несколько лет назад, когда я работал над книгой о его родном селе Покровском Ухоловского района. Многие работы Валентина Григорьевича сразу привлекли внимание не только тонким мастерством исполнения, своеобразием художественного «почерка», но и глубиной заложенных в них размышлений автора.

В графике Ежова немало абстрактного, мистического, даже фантасмагорического. Каждый, глядя на графические листы художника, может увидеть в них что-то свое, поразмышлять об изображенных графиком событиях, явлениях — говоря иными словами, заглянуть в глубину черно-белого изображения…

В школьные годы Валя Ежов занимался рисованием от случая к случаю, а вот когда пошел служить в армию, его творческие способности раскрылись в полной мере. Самодеятельный художник посещал студию при гарнизонном Доме офицеров, рисовал карандашом, писал маслом, занимался ваянием.

Отслужив, Валентин Ежов побывал в родном селе и подался в Рязань. Здесь он стал посещать художественную студию при областном Доме народного творчества, где преподавали Владимир Александрович Иванов, Владимир Иванович Фадеев и другие мастера. В студии молодой художник увлекся графикой. Первой серьезной работой сам Валентин Григорьевич считает графическую серию «Русь языческая», над которой он работал в середине 1990-х годов. Здесь Ежов и нашел свою «золотую жилу». Затем последовали серии «На пути к Богу», «О времена, о люди!», «За и против» и другие.

Выставки работ Валентина Ежова проходили в учебном центре УВД Рязанской области, во Дворце культуры нефтеперерабатывающего завода, в доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче; его графические листы экспонировались в Спасске, Ряжске, Кораблине и везде вызывали пристальное внимание зрителей.

Пробует себя Ежов и в книжной графике: проиллюстрировал поэтический сборник Бориса Шишаева, книжку миниатюр Сергея Романова, оформил сборники стихотворений сестер-поэтесс Татьяны и Нины Красновых.
В последнее время Валентин Ежов увлекся есенинской тематикой. Подготовил иллюстрации к стихотворениям великого поэта, к «Поэме о 36», а недавно завершил работу над иллюстрациями к поэме С.А. Есенина «Черный человек». Это произведение неординарное, многоплановое, но сложность замысла и поэтического языка певца «страны березового ситца» как раз и дала Ежову возможность проявить в полной мере дарование художника-графика с собственным видением глубоких, надрывных, вызванных душевной драмой строк поэта.

— Вообще-то книги Есенина иллюстрировали многие художники, — делится своими размышлениями Валентин Григорьевич. — Но я обратил внимание на то, что в основном иллюстрируют лирику великого поэта, да еще разве что поэму «Анна Снегина». Оно и понятно: там все предметно, наглядно, зримо. А «Черный человек» — вещь глубоко философская, и тут от художника требуется особый подход к творчеству Есенина, тут необходимо постижение глубины его поэмы. Это меня и зацепило.

«Прескверный гость» предстает в работах Ежова в разных ипостасях, и каждый волен понимать внутренний мир «черного человека» и трактовать есенинскую поэму по-своему. Ведь при любых обстоятельствах, даже трудных и драматических, по словам поэта, «казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство».

Художника волнует соотношение добра и зла в характере человека, их противостояние и противоборство. Этот сложный духовный мир он и попытался выразить в своих иллюстрациях к поэме Сергея Есенина, а всего их, выполненных в смешанной технике, насчитывается около трех десятков.

— Я люблю графику, — признается В.Г. Ежов, — может быть, за то, что она приучает к самодисциплине. В гравюре, например, вообще нельзя ошибаться — очень трудно потом что-то исправить. Вот и приходится заранее осмысливать каждый штрих, каждую линию.

…Вновь и вновь перечитываю «Черного человека» и — уже в который раз! — задаюсь вопросом: откуда эта разрывающая сердце боль поэта? Так и хочется спросить об этом у стылого, хмурого рязанского неба, у разбитого вдрызг проселка, у одинокой березки, дрожащей на ветру… А «черный человек» все приходит и приходит в тревожные сны поэта… Об этом и рассказывает Валентин Ежов черно-белым языком графики.

Валентин Григорьевич — человек по натуре скромный, немногословный и свою графическую Есениниану широко не афиширует. А между тем, полагаю, рязанским издателям давно пора обратить внимание на самобытного художника-графика и выпустить сборник произведений С.А. Есенина с его замечательными иллюстрациями.

Ezhov 01 Ezhov 02

Александр Потапов
«Рязанские ведомости» 28.03.2015

Social Like