Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
БИЧУКОВ А.А.

БИЧУКОВ Анатолий Андреевич
Действительный член Российской академии художеств, Народный художник России. Родился 24 мая 1934 года в городе Донецке.
Анатолия Андреевича Бичукова по праву можно назвать одним из ведущих скульпторов современной России. Он начал свой творческий путь в конце 1950-х годов, в тот период, когда русская классическая традиция стала восприниматься его поколением особенно остро, преломляясь через героическое начало недавнего военного прошлого. Художник вошел в искусство со своей пластической темой, чувством большой монументальной формы, широтой эстетического восприятия. Его яркое искусство запоминается мужественными образами видных государственных и политических деятелей, портретами выдающихся военачальников, и в то же время для него характерны тонкие лиричные портреты и памятники русским поэтам, выразительные возвышенно-патетические скорбные мемориалы.
Еще в Донецком училище он овладевает настоящей школой академического рисунка и академической и декоративной скульптуры под руководством своих учителей - В.И. Пухальского, выпускника Петербургской Императорской академии художеств и Т.Тодорова, окончившего Парижскую академию художеств, учится у них видеть масштаб большой формы. Этому способствовала и институтская суриковская школа - мастерская М.Г. Манизера и его молодого тогда ассистента Л.Е.Кербеля, а также творчество Н.В. Томского - выдающихся советских скульпторов, которые прививали своим ученикам умение мыслить монументальными образами, придавать масштаб, свободу и размах любой пластической системе. Пластические характеристики неизбежно проецировались на реальную жизнь - отсюда интерес к значительным людям и событиям, острое ощущение времени, требовательность к мастерству.
Особенности жанра объясняют тяготение к портрету, мемориальному жанру, к уместной и емкой аллегории. И в то же время педагоги института разносторонне развивали творческое начало и индивидуальные способности каждого студента. Уже на 2 курсе Анатолий Бичуков становится лауреатом закрытого скульптурного конкурса, возглавляемого Кибальниковым, за настольную скульптуру-бюст С. Есенина, которую рекомендовали для тиражирования на Мытищенском заводе художественного литья. Уже в этом строгом сосредоточенном образе было видно, что ученический период с неопределенностью художественных целей прошел. "Есенин" привлек внимание жюри своей зрелостью и высоким профессионализмом, индивидуальной манерой лепки.
В свой ранний (1960-е - нач.1970-х гг.) период Бичуков работает в самых различных материалах: алюминии, кованой меди, гипсе; на III республиканскую выставку "Советская Россия" в 1967 году он выставляет мраморную полуфигуру С. Есенина.
Творчество Бичукова многогранно, он мастер и большой многофигурной сложной композиции, и небольших камерных скульптур, скорее относящихся к жанру мелкой пластики. Шедевром можно считать камерную бронзовую композицию "А. Блок и С. Есенин". (1980). Трудность задачи скульптора заключалась в том, что нужно было сопоставить двух совершенно разных поэтов и найти между ними психологическую связь. Ведь, как известно, Блок одним из первых открыл талант Есенина, первым услышал "песни души" рязанского поэта, а главное, ввел в большую литературу. Их пути в искусстве вскоре разошлись, но тонкая внутренняя связь, нерасторжимое единство поэтического пространства остались, и передать их была самая главная задача скульптора. Спустившийся чуть ниже на ступеньку Есенин изображен не как носитель патриархальной "святой Руси", хрестоматийный "златокудрый Лель", а как живой сложный человек, чем-то обеспокоенный, возможно, утомленный травлей - такая трактовка делает его традиционно легкий образ трагичным и на удивление монументальным. Блок же, напротив, несколько идеализирован, изящно-романтичен, но за этой легкостью проглядывается тревога.
Самое заметное и выделяющееся направление в творчестве А. Бичукова - продолжение излюбленной "есенианы" (этой теме скульптор посвятил более 30 работ: этюдов, эскизов, портретов, фигур, композиций, моделей памятников, установленных в с. Константиново, Туле) и создание больших мемориальных комплексов. Причем развитие есенинской темы было доведено в 1995 году до кульминации - установления памятнику великому поэту в центре Москвы после победы в сложнейшем конкурсе. Но до этого еще была одна творческая удача - установление на Ваганьковском кладбище в 1986 году мемориального есенинского памятника, в котором особенно восхищает виртуозная работа скульптора с материалом, с планами, глубиной, решением деталей. В мраморной глыбе камня буквально вырезана круглая скульптура, хотя это можно назвать и горельефом. Этот остраненно-красивый, как будто лишенный внутреннего конфликта образ как никакой другой говорит о внутреннем напряжении поэта, подчеркивает боль утраты.
"Я долго рос до моего Есенина, - говорит скульптор, - мне хотелось найти нетрадиционную композицию, которая бы выразила и грани его лирического дарования, и мятущуюся душу, и накал философских размышлений". Есенин стоит на наклонной плоскости, как бы соскальзывая, что придает композиции некую зыбкость, подчеркивающую противоречивость и двойственность образа, что создает для скульптора определенную сложность. Но, несмотря на это, фигура устойчива, а венок-деревце, закручивающийся сзади спиралью, придает композиции динамичность и выразительность. Поистине, как сказал Г.В. Свиридов, высоко оценивший этот памятник, этот образ передает характер как специфической русской "крестьянской" поэзии, так и утонченность "серебряного века".
<p" align="center">
25 октября 2006 года в Воронеже был торжественно открыт памятник Сергею Есенину работы Анатолия Бичукова.
«Сергей Есенин», мрамор, 1976 г.
«А. Блок и С. Есенин», бронза, 1980 г.
Надгробие на могиле С.А. Есенина
(Москва, Ваганьковское кладбище)
Мрамор, 1986 г.
Памятник С. Есенину. Москва, Тверской бульвар. Бронза, 1995 г.
Памятник С. Есенину. г. Воронеж. Бронза, 2006 г.
Памятник С. Есенину. с. Константиново. Бронза, 2007 г.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.