Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58865139
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
8719
49490
188106
56530344
918961
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Гетманский Э. Он родился поэтом с нашей русской душой

PostDateIcon 24.11.2016 15:11  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2838

Он родился поэтом с нашей русской душой

Esenin exlibrisВышло в свет замечательное издание «Сергей Есенин в экслибрисе» (М., 2016), его авторы — Вячеслав Меркулов и Сергей Трифонов, а также художник Валерий Покатов. Оно не могло остаться незамеченным и не только потому, что выполнено на высоком полиграфическом уровне и радует глаз, но и потому, что это издание во многом необычное на фоне тех книг, которые наводнили ныне отечественную Есениниану. Ныне в России материалов на эту тему выходит не счесть, художественные достоинства многих из них не представляют никакого интереса, как в читательском, так и в сугубо научном, искусствоведческом и книговедческом плане. Экслибрисная Есениниана, по сути своей, тема не новая, по ней опубликовано достаточно много статей в СМИ, но серьёзных работ очень мало, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Все они без исключения написаны коллекционерами, которые целенаправленно собирают есенинские книжные знаки. Именно их коллекции экслибрисов по есенинской теме и ложатся в основу серьёзных монографий по экслибрисной Есениниане. Авторский тандем нового издания не случаен. Вячеслав Меркулов из подмосковной Черноголовки долгие годы собирает есенинские экслибрисы, ныне его экслибрисная Есениниана самая большая в России, думаю, что и в мире, она насчитывает более 1300 графических миниатюр. В 2000 году он выпустил в свет книгу-альбом «Есениниана в книжных знаках», которая была хорошо принята экслибрисным сообществом. Прошли годы, и появилось новое издание на эту тему, которое существенно дополнило первый альбом есенинских экслибрисов В. Меркулова. Автор явно время не терял даром, его Есениниана расширялась не только в количественном отношении, но и качественном. Работы многих ведущих отечественных графиков нашли своё место в новой книге В. Меркулова.

Москвич Сергей Трифонов является соавтором, а правильно сказать одним из авторов нового издания. Трудно найти в России человека, более компетентного во всём том, что касается жизни и творчества великого русского поэта Сергея Есенина. Его сайт Esenin.ru — лучший из литературных сайтов России, а объём информации на нём по Есенину настолько велик и многолик, что поражает воображение. Поэтому творческое единство этих двух незаурядных людей — В. Меркулова и С. Трифонова не случайно, судьба свела их друг с другом с умыслом, их объединила любовь к творчеству С. Есенина, глубокое понимание этой темы. К тому же наличие огромного коллекционного материала по есенинской теме и профессиональный подход к делу способствовали рождению этого, как пишут авторы, «аннотированного каталога». После моего прочтения книги это страдательное причастие, совершенного вида, прошедшего времени несколько сушит само название книги. Вообще-то аннотация по заложенному в ней смыслу, должна «ловить» читателя на крючок интереса. Но ловить читателя талантливого издания «Сергей Есенин в экслибрисе» нет никакой необходимости. Ясно одно, что от этого подзаголовка содержание книги, ни в коей мере не пострадало. Бесспорно, соавтором книги является и художник, её оформивший. Главный художник издательства «Пашков Дом», президент российской ассоциации экслибриса Валерий Покатов давно знаком любителям книги, экслибриса и российской словесности. В технике гравюры на дереве (ксилография) он оформил более 500 книг. Его творческая манера в большей степени отвечает поэзии, поэтому и издание, посвящённое есенинскому экслибрису, получилось таким поэтическим.

Авторы издания включили сотни есенинских книжных знаков лучших советских и российских графиков. Причём авторы не делали различия между корифеями отечественного книжного знака и художниками малоизвестными из глубинки. Для авторов главным было показать есенинский экслибрис во всём его многообразии, независимо от известности того или иного художника — автора графической миниатюры. Издание украсили книжные знаки лучших отечественных художников — Евгения Голяховского (Москва), Алексея Юпатова (Рига), Евгения Тихановича (Минск), Фёдора Молибоженко (Новороссийск), Анатолия Наговицына (Череповец), Давида Беккера (Одесса), Михаила Верхоланцева (Москва) и др. Интересны графические миниатюры, посвящённые Сергею Есенину, тех художников, кто создал целые серии есенинских экслибрисов. Это художники-графики Рудольф Копылов (Екатеринбург), Константин Козловский (Киев), Евгений Синилов (Камышин), Владимир Чекарьков (Тула), Евгений Владимиров (Ташкент, Сан Диего, США), Абрам Мистецкий (Киев), Николай Стрижак (Петербург), Геннадий Грак (Минск); Евгения Кузнецова (Пятигорск), Василий Леоненко (Чернигов), Николай Карасёв (Тула), Евгения Шалыгина (Баку, Вашингтон, США), Михаил Паньков (Сочи) и др. Естественно в книге представлен и первый есенинский экслибрис, выполненный в 1947 году, московским ксилографом Константином Теодоровичем для друга Есенина поэта Сергея Головачёва. Это один из лучших иконографических (портретных) есенинских экслибрисов, на нём Сергей Есенин изображён у берёзки на фоне звёздного неба.

С этой графической миниатюры одного из лучших советских графиков К. Теодоровича и началась отечественная экслибрисная Есениниана. Она включает в себя не только иконографические книжные знаки, но и сюжетные и шрифтовые. На сюжетных графических миниатюрах, посвящённых творчеству Сергея Есенина, встречаются в их композиции разнообразные стихи поэта, места, связанные с его жизнью и творчеством, как и круг людей с кем он общался по жизни. Тематика есенинских экслибрисов весьма разнообразна, это видно из приведённых в издании графических миниатюр. Особую ценность книге придаёт её исчерпывающий и логичный справочный материал. Это в первую очередь касается информации по знаковладельцам и художникам. Эту информацию в настоящее время собрать непросто, особенно по тем художникам и знаковладельцам, которые жили или живут в дальней провинции огромной страны. Также эта проблема заметно усложнилась с распадом Советского Союза. Экслибрисную жизнь в нынешних государствах бывшего СССР проследить практически невозможно, навести какие-то анкетные справки также очень сложно. Многие художники и владельцы книжных знаков за 25 лет после развала Советского Союза канули в Лету, со многими прекратилась переписка в силу объективных причин. Видно, что авторы издания В. Меркулов и С. Трифонов постоянно корректировали текущие данные по этому разделу своей книги.

Авторы издания отмечают, что «в настоящее время известны имена более 400 владельцев есенинских книжных знаков и число их множится». Для коллекционеров и людей, близких к экслибрисному сообществу, в том числе книговедов и искусствоведов важны выходные данные по самому книжному знаку, кем, когда он создан, в какой графической технике. И в этом вопросе авторы оказались на высоте, информация об этом дана в соответствии с принятой во всём мире классификацией графической техники исполнения книжных знаков. Информация о знаковладельцах краткая, но вполне исчерпывающая. Здесь указаны их анкетные данные и профессиональная деятельность, которая тем или иным образом отражена в композиции их книжных знаков. Авторы нашли верное решение, дав в начале каждой новой главы книги стихотворные строки Сергея Есенина. Так первый раздел издания «Художники и их книжные знаки» предваряет стихотворение Есенина «Я покинул родимый дом…» (1918):

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Второй раздел издания «Именной указатель владельцев книжных знаков начинается с есенинских строк стихотворения «Я последний поэт деревни…», посвящённого Анатолию Мариенгофу (1920):

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Заметно украшает издание её раздел «Литература о Есенинских книжных знаках». Она составлена по авторам, что заметно облегчает получение нужной информации. Здесь встречаются имена известных коллекционеров, библиофилов и искусствоведов из многих бывших республик СССР, что говорит о распространении есенинского экслибриса по городам и весям огромной страны. География отечественного есенинского экслибриса была огромна, масштаб людей, кого интересовала экслибрисная Есениниана не знал границ. Список, составленный авторами по этому разделу, впечатляет. Он начинается с есенинского стихотворения «В этом мире я только прохожий…», посвящённого сестре Шуре, датирован он осенью 1925 года:

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

Последний раздел издания — иллюстративный, он достаточно обширен и даёт полную картину динамики развития есенинской темы в экслибрисе. Приятно смотрятся экслибрисы в цвете, хотя цветовая гамма на некоторых экслибрисных опусах несколько ограничена. А открывает этот раздел бессмертное есенинское стихотворение, написанное поэтом в 1924 году «Отговорила роща золотая…»:

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Авторы вскользь упомянули о том, что первая выставка есенинского экслибриса была проведена 1 октября 1970 года коллекционером Сергеем Юрчуком в Московском клубе экслибрисистов. Вскользь потому, что эта тема экслибрисных вернисажей по есенинской тематике не освещалась в книге В. Меркулова и С. Трифонова. Авторы отметили, что: «Всего их до настоящего времени состоялось более 70». Полагаю, что авторы имели в виду сугубо персональные выставки, посвящённые Сергею Есенину. Если учесть, что есенинские книжные знаки постоянно экспонировались на многих выставках, посвящённых советскому экслибрису, как конкретных авторов книжных знаков, так и тематических вернисажей, приуроченных к каким-либо датам и событиям, то число выставок, где экспонировались есенинские графические миниатюры, будет гораздо больше.

Заканчиваю рецензию словами авторов, потому что с ними полностью согласен: «Каждое новое поколение… открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия наполнена любовью к человеку, ко всему живом». Значит и есенинскому книжному знаку суждена долгая жизнь. Да, так оно и будет.

Эдуард Гетманский
коллекционер, историк книжного знака

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика