Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58842137
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
35207
39415
165104
56530344
895959
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Грампластинки

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 6279

С. ЕСЕНИН Читает Николай ПЕРШИН
С. ЕСЕНИН


Читает Николай ПЕРШИН.


АННА CНЕГИНА. Поэма в сокращении.
ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ, НЕ ЖАЛЕЕШЬ

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ
МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ

НЕУЮТНАЯ ЖИДКАЯ ЛУННОСТЬ

ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ

НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ

Вероятно, за всю свою долгую историю старинное русское село Константиново не знало ничего подобного.
Это трудно передать словами. Это надо было видеть!
В этот памятный день — 2 октября 1965 года — с утра шли и ехали в Константиново люди. Ни бездорожье, ни плохая погода не остановили их. Они собрались на родине Есенина со всех концов России, собрались, чтобы в простой крестьянской избе открыть музей великому поэту.
Здесь, на рязанской земле, отшумело озорное детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России…
До позднего вечера шли люди к «низкому дому с голубыми ставнями», чтобы поклониться очагу поэта.
Память сердца хранит еще одно событие тех дней.
Москва… Вся в живых цветах могила Есенина. Звучат стихи, строки которых давно стали крылатыми. Но здесь они воспринимаются как-то по-особенному. Кажется, кто-то неведомой рукой сжимает сердце:

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

А стихи все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие, задорные, радостные, то задумчивые и грустные:

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…

Так продолжается два, три, четыре часа… Читают стихи, посвященные памяти поэта. А затем вновь — есенинские стихи, наполненные любовью к России. Их слушают те, для кого поэзия Есенина — сама жизнь:

Спит ковыль.
Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

От чудесных стихов о стране березового ситца, шире степных раздолий, синих озер, шуме зеленых дубрав до тревожных трагедийных раздумий поэта о судьбах России в суровые, грозные годы каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине. Чувство родины было всегда основным в творчестве Есенина.
Мужественная, самозабвенная любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогали поэту находить свой путь к большой правде века.
Судьба родины, народа, особенно многочисленного русского крестьянства, в бурную революционную эпоху - вот что прежде всего волнует Есенина, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие его стихов и поэм.
От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, — к России, преображенной революцией, России ленинской, России советской — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, своим народом.
Грандиозен и прекрасен был тот путь — путь великого похода трудовой России в будущее. Вместе с тем он был суров, драматичен. И далеко не каждый из писателей того времени твердо устоял на палубе корабля — России, когда разразилась революционная буря. Вспомним Алексея Толстого и его роман-эпопею об утраченной и вновь обретенной Родине. Вспомним трагедию Бунина…
Все, что свершилось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо в прошлом истории народов.
Есенину дорога, близка, по сердцу именно эта обновленная, грозная, воспрянувшая Русь. Из бурной революционной действительности в его стихи врывались чеканные, напряженные ритмы:

Небо — как колокол.
Месяц — язык.
Мать моя — Родина,
Я — большевик.
Братья-миряне
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Но… слова не выбросишь из песни. В годы гражданской войны и разрухи перед Есениным не раз вставал мучительный вопрос: «Куда несет рок событий?»
Какая боль, какая неуемная скорбь звучит в есенинском «Сорокоусте» — трагедийной песне поэта о невозвратимой, исторически обреченной на гибель, старой деревне; и вместе с тем какая в этой песне неподдельная, обжигающая душу тревога за судьбу России!

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива; она полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, глубоких, порой, казалось бы, неодолимых, кричащих противоречий.
«Сорокоуст» и «Анна Снегина», «Пугачев» и «Песнь о великом походе», «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-Поле») и «Черный человек», «Русь уходящая» и «Капитан земли», «Исповедь хулигана» и «Стансы», «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» — поначалу даже трудно представить, что все эти поэмы и стихи создал один человек, да к тому же за такое невероятно короткое время, как два-три года! Такие они полярные по содержанию, такие разные по стилю, такие идейно противоречивые. И вместе с тем, как широк взгляд их автора на явления действительности, как кровно он связан с народной жизнью, как много перестрадал, пережил!
И тем досаднее и огорчительнее, что в прошлом часто произведения Есенина рассматривались многими пишущими о поэте крайне односторонне и тенденциозно.
Противоречия эти чаще всего объяснялись лишь индивидуальными чертами характера Есенина «раздвоенностью» его личности и другими субъективными моментами.
Надо постараться понять и раскрыть объективный характер противоречий Есенина, выявить и проследить главную тенденцию, главную линию развития поэзии Есенина: показать, почему и как он приходит от «Инонии» и «Сорокоуста» к «Анне Снегиной», «Руси Советской», «Песне о великом походе».
Решающим и определяющим фактором явились те огромные революционные изменения и социальные сдвиги, которые происходили на родине поэта. В мае 1925 года в стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» Есенин писал:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
видеть бедную, нищую Русь.

Само революционное время, сама эпоха объективно требовали от поэзии нового подхода к изображению действительности. Есенин, который всегда стремился в стихах «давать самую жизнь», это хорошо чувствовал.
«О России и революции», «Русь Советская», «Страна Советская» — так называет Есенин новые книги, которые выходят у него в это время в Москве и на Кавказе. В них — голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги; в них — душа народа, душа поэта; в них — сама жизнь в вечном борении добра со злом. Мы чувствуем, как трудно было поэту окончательно расстаться с прошлым, видим, как нелегко ему было порой шагать по неизведанным дорогам новой жизни.
Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Письмо к матери», «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мелколесье. Степь и дали…», «Отговорила роща золотая…» и многие другие. Но за личной судьбой поэта встает его время, его эпоха. Все это глубоко волнует нас сегодня. Из своих двадцатых годов Есенин незримо шагнул в наши шестидесятые. Вместе с нами поэт идет в будущее.

33 Д19389-90
Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия».
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1978 г.
Арт. 11–5 Цена 90 коп.


СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Моноспектакль в 2-х действияхСЕРГЕЙ ЕСЕНИН.

Моноспектакль в
2-х действиях.

КОМПОЗИЦИЯ В. ХАРИТОНОВА

Музыка В. Успенского
ВИКТОР ХАРИТОНОВ
Михаил Аптекман (ф-но)
Редактор М. Тулин
Звукорежиссер Г. Цес
Художник В. Жуйко

Свой первый моноспектакль «Сергей Есенин» Виктор Харитонов показал в 1960 году, будучи студентом Ленинградского государственного института театрального искусства. С тех пор В. Харитонов создал уже шесть спектаклей по произведениям поэта, с которыми успешно выступает перед слушателями. «…Неиссякаемая популярность Есенина, — говорит В. Харитонов, — поистине всенародная к нему любовь позволили мне исполнить свой спектакль более пятисот раз. И москвичи, и литовские рыбаки портового города Клайпеда с одинаковым вниманием шли вместе со мной по жизни Есенина. Очень боялся я гастролей в Болгарии: языковый барьер, да и Есенина, наверное, не знают. А оказалось — и русский язык знают, и Есенин у них один из самых почитаемых поэтов».
В спектакле звучат письма, отрывки из статей, оценки современников, документы эпохи. Перед слушателем возникает личность поэта во всей ее многосложности, противоречивости и глубине.
Главная тема спектакля: Есенин против «есенинщины», Есенин против тех, кто выискивает темные пятна в судьбе поэта, с огромной силой воспевшего свою Родину, свой край, «задумчивый и нежный». В 1929 году Максим Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым». Раскрыть Есенина для сегодняшнего поколения, мало знакомого с жизненной и творческой драмой поэта, обнажить социальные и нравственные корни этих противоречий — вот ради чего возник моноспектакль «Сергей Есенин». В ответ на вопрос, заданный В. Харитонову: «Кто был вашим учителем в искусстве? На кого вы «равняетесь» в своей работе?» — артист ответил: «В институте — профессор, народная артистка РСФСР Елизавета Ивановна Тиме, народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев. На всю жизнь — настоящий учитель, замечательный актер Владимир Николаевич Яхонтов. Театр одного актера« практически основал он, еще в 30-х годах, стал «родоначальником» композиции или литмонтажа. В. Н. Яхонтов говорил: «Искусство композиции подразумевает, в известной степени, метод мышления…» Он первый изобретает литмонтаж. И литературный монтаж-композиция становится драматургией нового жанра — «театра одного актера». Если композиция строится на нескольких произведениях, то главная задача у актера — зажечь зрителей и слушателей мыслями которые рождаются при сопоставлении взятых произведений. В этих случаях сопоставление произведений является двигательной пружиной. Перед актером стоят те же задачи, что перед исследователем, и во время выступления он превращает зрителей и слушателей в соучастников своего эксперимента».
Эти творческие принципы В. Харитонов успешно воплощает в спектакле «Сергей Есенин».
Автором музыки к спектаклю является ленинградский композитор Владислав Успенский. Он закончил аспирантуру при Ленинградской консерватории, плодотворно и интересно работает в различных жанрах. В его музыке к спектаклю «Сергей Есенин» есть великолепные находки, яркие неожиданные решения. Композитор создал не просто «музыкальное оформление», он дал свое понимание Есенина, несомненно, повлиявшее на художественное звучание спектакля в целом.

СТЕРЕО С40-10733–34
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК, 1978
ЦЕНА 1 РУБ. 45 КОП. АРТ. 36–8


ГОЛОСА, ЗАЗВУЧАВШИЕ ВНОВЬ
ГОЛОСА, ЗАЗВУЧАВШИЕ ВНОВЬ.
Восстановленные записи
1908–1956 гг.


I сторона

Л. Толстой. Письмо Н. В. Давыдову. Не могу молчать (вариант начала статьи)
Л. Андреев. Жизнь человека (отрывок из пролога пьесы)
А. Блок. О доблестях, о подвигах, о славе.
А. Белый. Голос прошлого
В. Кириллов. Матросам.
М. Волошин. Неопалимая купина.
С. Есенин. Я покинул родимый дом
В. Маяковский. Необычайное приключение…
О. Мандельштам. Я по лесенке приставной
Э. Багрицкий читает стихотворение Блока «Шаги командора»

II сторона

И. Уткин. О юности, о нас, об Октябре.
М. Зощенко. Расписка
В. Инбер. Ночь идет на мягких лапах.
В. Вересаев. Слово о Льве Толстом
Н. Островский. Как закалялась сталь (отрывок).
О. Берггольц. Песня о подводной лодке
Б. Пастернак. В больнице.
Ю. Олеша. Бабочка.
М. Светлов. Обращение к молодежи

Составитель Л. ШИЛОВ.
Редактор Е. Лозинская.
Реставраторы: Т. Павлова, Т. Пикалова, В. Тоболин, И. Шнипенко.
МОНО 33 М 40–39857–558
Министерство культуры СССР.
Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. 1978 г.
Зак. 622-В-14460-П Арт. 11–8. Цена 1 руб. 25 коп.


РОДИНА Литературно-музыкальная композиция по произведениям СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
РОДИНА

Литературно-музыкальная композиция по произведениям СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. (2 пластинки).

Я — ПАСТУХ, МОИ ПАЛАТЫ…
МАТУШКА В КУПАЛЬНИЦУ ПО ЛЕСУ ХОДИЛА
ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ АЛЫЙ СВЕТ ЗАРИ (музыка народная)
ЯМЩИК
РАЗБУДИ МЕНЯ ЗАВТРА РАНО
Я ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ БРЕДУ (музыка народная)
ЧЕРНАЯ, ПОТОМ ПРОПАХШАЯ ВЫТЬ
СЕРЕБРИСТАЯ ДОРОГА
Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ (музыка А. Покровского)
ИСПОВЕДЬ ХУЛИГАНА, фрагменты
ВИДНО, ТАК ЗАВЕДЕНО НАВЕКИ
Я ПОМНЮ (музыка А. Покровского)
МОЙ ПУТЬ О ПАШНИ, ПАШНИ, ПАШНИ (музыка А. Покровского)
КРАЙ ТЫ МОЙ ЗАБРОШЕННЫЙ
ЗАРЯ ОКЛИКАЕТ ДРУГУЮ
ПИСЬМО К МАТЕРИ (музыка В. Липатова)
МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ
НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ (музыка Г. Пономаренко)
СИНИЙ ТУМАН. СНЕГОВОЕ РАЗДОЛЬЕ
СУКИН СЫН
СВИЩЕТ ВЕТЕР, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕТЕР
СЛЫШИШЬ — МЧАТСЯ САНИ
КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ (музыка народная)
СТАНСЫ
РУСЬ СОВЕТСКАЯ

АЛЕКСЕЙ ПОКРОВСКИЙ
А. Тихонов (балалайка)
Ю. Чернов (гитара)

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.


С. Есенин

Вероятно, за всю свою долгую историю старинное русское село Константиново не знало ничего подобного.
Это трудно передать словами. Это надо было видеть!
В этот памятный день — 2 октября 1965 года — с утра шли и ехали в Константиново люди. Ни бездорожье, ни плохая погода не остановили их. Они собрались на родине Есенина со всех концов России, собрались, чтобы в простой крестьянской избе открыть музей великому поэту.
Здесь, на рязанской земле, отшумело озорное детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России…
До позднего вечера шли люди к «низкому дому с голубыми ставнями», чтобы поклониться очагу поэта.
Память сердца хранит еще одно событие тех дней.
Москва… Вся в живых цветах могила Есенина. Звучат стихи, строки которых давно стали крылатыми. Но здесь они воспринимаются как-то по-особенному. Кажется, кто-то неведомой рукой сжимает сердце:

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

А стихи все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие, задорные, радостные, то задумчивые и грустные:

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…

Так продолжается два, три, четыре часа… Читают стихи, посвященные памяти поэта. А затем вновь — есенинские стихи, наполненные любовью к России. Их слушают те, для кого поэзия Есенина — сама жизнь:

Спит ковыль.
Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

От чудесных стихов о стране березового ситца, шире степных раздолий, синих озер, шуме зеленых дубрав до тревожных трагедийных раздумий поэта о судьбах России в суровые, грозные годы каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине. Чувство родины было всегда основным в творчестве Есенина.
Мужественная, самозабвенная любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогали поэту находить свой путь к большой правде века.
Судьба родины, народа, особенно многочисленного русского крестьянства, в бурную революционную эпоху — вот что прежде всего волнует Есенина, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие его стихов и поэм.
От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, — к России, преображенной революцией, России ленинской, России советской — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, своим народом.
Грандиозен и прекрасен был тот путь — путь великого похода трудовой России в будущее. Вместе с тем он был суров, драматичен. И далеко не каждый из писателей того времени твердо устоял на палубе корабля — России, когда разразилась революционная буря. Вспомним Алексея Толстого и его роман-эпопею об утраченной и вновь обретенной Родине. Вспомним трагедию Бунина…
Все, что свершилось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо в прошлом истории народов.
Есенину дорога, близка, по сердцу именно эта обновленная, грозная, воспрянувшая Русь. Из бурной революционной действительности в его стихи врывались чеканные, напряженные ритмы:

Небо — как колокол.
Месяц — язык.
Мать моя — Родина,
Я — большевик.
Братья-миряне
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Но… слова не выбросишь из песни. В годы гражданской войны и разрухи перед Есениным не раз вставал мучительный вопрос: «Куда несет рок событий?»
Какая боль, какая неуемная скорбь звучит в есенинском «Сорокоусте» — трагедийной песне поэта о невозвратимой, исторически обреченной на гибель, старой деревне; и вместе с тем какая в этой песне неподдельная, обжигающая душу тревога за судьбу России!

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива; она полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, глубоких, порой, казалось бы, неодолимых, кричащих противоречий.
«Сорокоуст» и «Анна Снегина», «Пугачев» и «Песнь о великом походе», «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-Поле») и «Черный человек», «Русь уходящая» и «Капитан земли», «Исповедь хулигана» и «Стансы», «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» — поначалу даже трудно представить, что все эти поэмы и стихи создал один человек, да к тому же за такое невероятно короткое время, как два-три года! Такие они полярные по содержанию, такие разные по стилю, такие идейно противоречивые. И вме¬сте с тем, как широк взгляд их автора на явления действительности, как кровно он связан с народной жизнью, как много перестрадал, пережил!
И тем досаднее и огорчительнее, что в прошлом часто произведения Есенина рассматривались многими пишущими о поэте крайне односторонне и тенденциозно.
Противоречия эти чаще всего объяснялись лишь индивидуальными чертами характера Есенина «раздвоенностью» его личности и другими субъективными моментами.
Надо постараться понять и раскрыть объективный характер противоречий Есенина, выявить и проследить главную тенденцию, главную линию развития поэзии Есенина: показать, почему и как он приходит от «Инонии» и «Сорокоуста» к «Анне Снегиной», «Руси Советской», «Песне о великом походе».
Решающим и определяющим фактором явились те огромные революционные изменения и социальные сдвиги, которые происходили на родине поэта. В мае 1925 года в стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» Есенин писал:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
видеть бедную, нищую Русь.

Само революционное время, сама эпоха объективно требовали от поэзии нового подхода к изображению действительности. Есенин, который всегда стремился в стихах «давать самую жизнь», это хорошо чувствовал.
«О России и революции», «Русь Советская», «Страна Советская» — так называет Есенин новые книги, которые выходят у него в это время в Москве и на Кавказе. В них — голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги; в них — душа народа, душа поэта; в них — сама жизнь в вечном борении добра со злом. Мы чувствуем, как трудно было поэту окончательно расстаться с прошлым, видим, как нелегко ему было порой шагать по неизведанным дорогам новой жизни.
Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Письмо к матери», «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мелколесье. Степь и дали…», «Отговорила роща золотая…» и многие другие. Но за личной судьбой поэта встает его время, его эпоха. Все это глубоко волнует нас сегодня. Из своих двадцатых годов Есенин незримо шагнул в наши шестидесятые. Вместе с нами поэт идет в будущее.

Ю. Прокушев

Заслуженный артист РСФСР Алексей Покровский — воспитанник мхатовской школы. Уже более 20 лет работает он в Московском Художественном театре, где сыграл целый ряд острохарактерных ролей. Глубоко и значительно выявился его лирический талант, высокая духовность.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика